Класс «Зара» — класс трех торпедных крейсеров, построенных для австро-венгерского флота в конце 1870-х — начале 1880-х годов; это были первые крупные военные корабли с торпедным вооружением, построенные Австро-Венгрией. Рассказывает wofmd.com
В этот класс входили три корабля: SMS Zara, SMS Spalato и SMS Sebenico; последнее судно SMS Lussin было построено по несколько иной конструкции и иногда не считается членом этого класса. Проект был подготовлен Йозефом фон Ромако, главным конструктором австро-венгерского флота, после длительного процесса проектирования на протяжении 1870-х годов. Первые два корабля были вооружены палубными торпедными аппаратами, а «Себенико» получил в носовой части экспериментальный аппарат, погруженный ниже ватерлинии.
Несмотря на длительный процесс проектирования, корабли оказались неудачными в эксплуатации, прежде всего из-за малой скорости хода. Ни одно из судов, предназначенное для достижения скорости не менее 15 узлов (28 км / ч; 17 миль в час), не могло двигаться так быстро. Изменения, внесенные в Себенико во время строительства, должны были решить эту проблему, но он также не смог достичь проектной скорости. В результате они очень мало участвовали в активной службе, проводя большую часть своей карьеры в резерве.
К 1890-м годам они были вновь задействованы для обучения работе на кораблях, а в 1897 году Себенико приняла участие в международной военно-морской демонстрации у Крита, где потопила греческого блокадника. Обязанности учебных кораблей продолжались до начала 1910-х годов. Во время Первой мировой войны все три корабля использовались в качестве сторожевых кораблей, но ни один из них не участвовал в боевых действиях. После войны они были конфискованы союзниками в качестве военных призов и переданы Италии в 1920 году; сразу же после этого все были расформированы.
Дизайн
В 1870-е годы морской комендант (командующий ВМФ) австро-венгерского флота Фридрих фон Пёк не мог обеспечить достаточное финансирование для строительства броненосных военных кораблей. Не имея возможности увеличить численность броненосного флота, Пек обратился к менее дорогим средствам защиты береговой линии Австро-Венгрии, включая разработку морских мин и самоходных торпед.
В марте 1872 года Комиссия по испытаниям торпед (Torpedoversuchs-Kommission) рекомендовала Пёку построить новый военный корабль для использования торпеды Уайтхеда, разработанной в Австро-Венгрии в 1860-х годах. Пёк решил дождаться отчета тогдашнего фрегаттенкапитана (капитана фрегата) Германа фон Спауна, военно-морского атташе в Великобритании, который наблюдал за британскими разработками, включая строительство торпедной канонерской лодки HMS Vesuvius.
15 января 1875 года Артиллерийская комиссия (Артиллерийская комиссия) и Шиффбау-Комиссия (Кораблестроительная комиссия) встретились, чтобы начать процесс проектирования военного корабля с торпедным вооружением. Тем временем в том же году Пёк заказал в Великобритании первый торпедный катер Torpedoboot I, за ним последовали еще пять из Великобритании и еще четыре — на отечественных верфях.
Комиссии были в первую очередь озабочены несколькими фундаментальными проблемами, в том числе, должен ли корабль быть бронированным или нет, будет ли он использовать только торпеды Уайтхеда или будет также нести буксируемые торпеды, двигательную установку и будет ли он включать в себя парусное вооружение или нет. и скорость, которую должен достичь корабль.
Комиссия Шиффбау рекомендовала построить корабль с тяжелой броней для защиты от огня противника, с одним или двумя 10-сантиметровыми (3,9 дюйма) орудиями в носовой части, палубными пусковыми установками для торпед Уайтхеда и буксируемыми торпедами для использования в обороне против таран. Пусковые установки будут оснащены шестью торпедами каждая. Корабль будет способен развивать скорость не менее 15 узлов (28 км/ч; 17 миль в час) от двухвинтовой двигательной установки и не будет оборудован парусным вооружением.
Они также создали альтернативное предложение по меньшему небронированному кораблю всего с двумя-четырьмя легкими орудиями на тот случай, если их предпочтительное судно не сможет достичь желаемой скорости. Артиллерийская комиссия предложила меньшую по размерам конструкцию с достаточным бронированием и высокой скоростью, но без орудий. Они утверждали, что попытка построить то, что они назвали «универсальным линкором» (то есть первое предложение Комиссии Шиффбау) была опрометчивой, поскольку торпеды все еще находились на стадии разработки, а судно такого типа было бы дорогим. и рискованно, учитывая ограниченные бюджеты того времени.
Комиссия по торпедоверсах рекомендовала корабль с подводными торпедными аппаратами, таранной носовой частью, броней палубы и ватерлинии, а также двумя тяжелыми орудийными башнями, если их можно было установить без ущерба для способности корабля эффективно использовать свои торпеды. В качестве альтернативы, если подводные трубы невозможно заставить работать на бортовом залпе, корабль должен иметь две палубные пусковые установки не менее чем с пятью торпедами каждая, четыре тяжелых орудия и скорость, достаточную только для того, чтобы идти в ногу с броненосцами основного флота.
26 марта Пёк провел встречу для обсуждения предложений. Было предложено дождаться развития торпедной технологии и включить это оружие в следующий броненосец, на постройку которого они смогут получить финансирование от парламента. Йозеф фон Ромако, главный конструктор ВМС Австро-Венгрии, отметил, что такое судно должно быть очень большим, чтобы оно могло развивать достаточно высокие скорости и иметь возможность эффективно использовать торпеды.
Встреча завершилась консенсусом о том, что новый корабль должен быть построен как корабль с чисто торпедным вооружением, без брони и тяжелых орудий. Тем временем Спаун сделал свой отчет о деятельности британского военно-морского флота, который включал завершение строительства «Везувия» и внедрение двухвинтовой двигательной установки. Он также сообщил о строительстве и ходовых испытаниях британского торпедно-авиационного корабля SMS Zieten для Императорского флота Германии. Цитен оказалась быстрой и маневренной, и эти качества сделали ее хорошо подходящей для обучения и развития немецких войск торпедной войны.
В январе 1877 года Пёк решил, что новое судно должно соответствовать требованию двухвинтовой скорости в 15 узлов, предусмотренному предложением Комиссии Шиффбау. 30 января инженер-кораблестроитель Андрессен приступил к работе над проектом, который на тот момент включал пару 24-см (9,4 дюйма) орудий в бронированном каземате. Пёк отметил, что на корабле не должно быть тяжелых орудий и что двух орудий калибра 12 см (4,7 дюйма) без брони будет достаточно; Единственной броней, которую должен был иметь корабль, была изогнутая защитная палуба. Андрессен подготовил еще три проекта, как показано в таблице ниже.
Пёк отклонил все предложения Андрессена, поскольку ни одно из них не включало в себя характеристики, указанные на встрече в марте 1875 года. Ромако взял на себя процесс проектирования в 1878 году и подготовил проект Зары, строительство которой началось 1 августа того же года. Ромако основывал свой проект на немецком Zieten, хотя немецкое судно было значительно быстрее, чем класс Zara, отчасти из-за того, что Zieten имел более длинный, тонкий корпус и был более легким. Кроме того, двигатели и котлы, используемые на «Заре» и ее родственных кораблях, не могли выдерживать такое высокое давление, как на «Цитене», а их котлы чрезмерно потребляли уголь.
Характеристики
Первые два корабля класса Zara — Zara и Spalato — имели общую длину 62,71 метра (205 футов 9 дюймов) и длину между перпендикулярами 55 м (180 футов). Они имели ширину 8,22 м (27 футов 0 дюймов) и осадку 4,1 м (13 футов 5 дюймов). Себенико был построен по несколько большей конструкции в попытке исправить неспособность более ранних судов развивать расчетную скорость. Ее длина составляла 64,91 м (213 футов 0 дюймов) в целом и 57,2 м (188 футов) между перпендикулярами, с шириной 8,24 м (27 футов 0 дюймов) и осадкой 4,2 м (13 футов 9 дюймов). Водоизмещение Zara и Spalato составило 833 длинных тонны (846 т), а Себенико был немного тяжелее — 882,6 длинных тонны (896,8 т). На каждом корабле имелся экипаж из 13 офицеров и 135 рядовых.
Силовая установка корабля состояла из пары двухцилиндровых вертикальных составных паровых машин, пар которых вырабатывался пятью угольными цилиндрическими жаротрубными котлами. Котлы были выведены в единую воронку, расположенную на миделе корабля. Двигатели приводили в движение пару бронзовых винтов диаметром 2,74 м (9 футов 0 дюймов). На испытаниях Зара достигла скорости 14,29 узлов (26,47 км/ч; 16,44 миль в час) при мощности 1800 лошадиных сил (1800 л.с.), что является безусловно самым быстрым представителем класса, хотя все еще ниже ее расчетной скорости. Спалато достиг скорости 12,63 узла (23,39 км/ч; 14,53 миль в час) при мощности 1370 л.с. (1350 л.с.), а Себенико — 12,81 узла (23,72 км/ч; 14,74 миль в час) при мощности 1598 л.с. (1576 л.с.). В дополнение к паровым двигателям каждое судно имело вспомогательную парусную баркентину с двумя мачтами и площадью парусов 275,6 м2 (2967 кв. футов).
Орудийное вооружение кораблей состояло из четырех 9-сантиметровых (3,5 дюйма) орудий 24-го калибра (кал.) в одиночных установках, а также одного 7-см (2,8 дюйма) орудия 15-го калибра. пушка и две 25-мм (0,98 дюйма) пушки Nordenfelt. Зара и Спалато также были вооружены четырьмя торпедными аппаратами. Торпедные аппараты располагались одиночно: по два в носовой части и по каждой балке в палубных пусковых установках. Вместо этого у Себенико был единственный носовой торпедный аппарат, погруженный ниже ватерлинии. Все три корабля класса «Зара» были защищены тонкой броневой палубой толщиной 19 мм (0,75 дюйма).
Модификации
Корабли были серьезно модифицированы в попытке исправить проблемы с оборудованием. У всех трех кораблей были удлинены гребные валы, а оригинальные бронзовые винты были заменены стальными гребными винтами большего размера, хотя это не улучшило характеристики. Себенико получил самые радикальные изменения; ее корма была немного удлинена, чтобы обеспечить более тонкие линии корпуса, что улучшило ее гидродинамическую форму, хотя это тоже не обеспечило значительно более высокую скорость. Из-за другого корпуса Себенико иногда не включается в класс Zara. Между 1898 и 1901 годами все три корабля были перекипятлены.
Все три корабля получили несколько 47-мм (1,9 дюйма) орудий в середине 1880-х годов; в их число входили револьверная пушка Гочкиса на носовой части и четыре одноствольных скорострельных орудия. В 1897 году Спалато получила широкий выбор орудий, чтобы ее можно было использовать в артиллерийской школе. В их число входил один 40-кал диаметром 12 см (4,7 дюйма). пушка, две 15 см (5,9 дюйма) 26-го калибра. орудия, одно 47-мм 44-кал. пушка и две 37-мм (1,5 дюйма) пушки; две из 9-см пушек были сняты, чтобы освободить место.
К 1901 году многие из этих орудий были сняты, остались только две 12-см пушки, одна 6,6-см (2,6 дюйма) пушка и две 47-мм пушки 44-го калибра. орудия и одно 37-мм орудие.Себенико был аналогичным образом модифицирован в 1903 году; помимо двух 12-см орудий она приобрела одно 6,6-см орудие, четыре 47-мм 33-кал. орудия, четыре 47-мм 44-кал. пушки, две 37-мм пушки 23-го кал. пушки, две 37-мм автопушки и два 8-мм (0,31 дюйма) пулемета. В какой-то момент до 1914 года она также получила 10-сантиметровую (3,9 дюйма) пушку. В 1917 году вооружение «Зары» состояло из двух орудий калибра 6,6 см, четырех 47-мм орудий 33-го калибра. орудия и четыре 47-мм орудия 44-кал. орудия вместе с двумя носовыми торпедными аппаратами.
История службы
Из-за своих плохих характеристик и низкой скорости крейсеры типа «Зара» не имели значительной службы на флоте. Они были слишком медленными, чтобы их можно было использовать в качестве разведчиков флота или лидеров флотилии, а их артиллерийское вооружение было слишком слабым, чтобы они могли защитить торпедные катера от миноносцев. В результате большую часть 1880-х и 1890-х годов они провели в простое, и их ненадолго снова активировали для тренировок. Себенико вернулся на действительную службу в 1893 году, попеременно чередуя морскую службу с учебной эскадрой и портовую службу в качестве учебного корабля для машинного отделения.
В 1897 году «Спалато» был направлен в артиллерийское училище, а «Зара» был вновь введен в эксплуатацию для использования в торпедном училище. В том же году Себенико приняла участие в единственном значимом периоде службы на флоте, когда ее отправили на остров Крит для участия в международной военно-морской демонстрации во время греко-турецкой войны. Во время блокады Себенико остановил и потопил греческое судно, пытавшееся прорвать блокаду. В течение следующих пяти лет Себенико служил на различных вспомогательных должностях, прежде чем в 1903 году поступил в артиллерийское училище Спалато; три корабля выполняли учебные функции до начала Первой мировой войны в июле 1914 года, после чего они стали сторожевыми кораблями.
Корабли не участвовали в боевых действиях во время войны, во многом из-за характера Адриатической кампании. Австро-венгерский флот и его главный противник, итальянский флот, придерживались осторожной стратегии, поскольку ни один из них не хотел рисковать своим флотом в узких водах Адриатического моря, где военно-морские мины и быстрые суда с торпедным вооружением могли действовать эффективно.
Зара располагалась в заливе Каттаро, Себенико защищала гавань своего одноименного города, а Спалато обеспечивал местную оборону за пределами Полы. Зара была переведена из залива Каттаро в Полу в июне 1917 года, но по пути на нее произошел серьезный взрыв, нанесший значительные повреждения ее носовой части. Современное расследование показало, что это произошло из-за сильно испорченных химикатов в боеголовках ее торпед, хотя военно-морской историк Рене Грегер сообщает, что на самом деле виновата мина. После ремонта он присоединился к обороне гавани Полы.
Себенико был отстранен от караульной службы в 1918 году и направлен в торпедную школу. Все три корабля были захвачены в качестве военных призов победившими союзными державами после войны в 1918 году, и все три были переданы Италии в 1920 году. Не имея возможности использовать эти суда, итальянцы немедленно продали все три судоразделщикам.