AMX-30E (E означает España, Spanish – Испанский) – испанский основной боевой танк на основе французского AMX-30. Хотя первоначально испанское правительство стремилось приобрести немецкий Leopard 1, AMX-30 в конце концов получил контракт из-за его более низкой цены и возможности производить его в Испании. 280 единиц было изготовлено Santa Barbara Sistemas для испанской армии между 1974 и 1983 годами. Рассказывает wofmd.com
Впервые приобретенный в 1970 году танк должен был дополнить парк испанских танков M47 и M48 Patton и снизить зависимость Испании от американской техники в ее армии. Первые 19 танков AMX-30 были приобретены у Франции в 1970 году, еще 280 были собраны в Испании. Это был первый массовый танк Испании, развивший промышленность страны до такого уровня, когда правительство почувствовало, что может производить танк самостоятельно, что привело к разработке проекта танка Lince в 1985 году.
Он также предложил Santa Barbara Sistemas опыт, который привел к производству Leopard 2E в конце 2003 года. Несмотря на то, что окончательная сборка была осуществлена Santa Barbara Sistemas, производство AMX-30E также включало другие компании в стране. Общее производство в пределах Испании составило целых 65% танка.
Хотя 19 AMX-30E был отправлен в Испанскую Сахару в 1970 году, танк никогда не участвовал в бою. В 1985 году Индонезия проявила интерес к AMX-30E, тогда как в 2004 году правительства Испании и Колумбии обсуждали возможные продажи примерно 40 AMX30-EM2. Оба торговых сделки сорвались.
История
В 1960 году танковый парк Испании состоял в основном из американских танков M47 Patton и некоторых более новых танков M48 Patton. M47 были приобретены испанской армией в середине 1950-х годов, заменив предыдущий флот образцов танков Panzer I, T-26 и Panzer IV 1930-х годов. Во время войны в Ифне 1957-58 гг. запрет Соединенных Штатов на использование американских боеприпасов, предоставленных ранее в качестве военной помощи Испании, подтолкнул Испанию к поиску альтернативного оборудования, которое можно было бы свободно использовать в Испанской Сахаре.
В начале 60-х годов Испания искала новый танк у своих европейских соседей. Испанское правительство сначала обратилось к Krauss-Maffei, немецкому производителю Leopard 1, и компания подала заявку на экспортную лицензию в Министерстве экономики Германии. Статус Испании как страны, не являющейся членом НАТО, означал, что решение о предоставлении лицензии на экспорт должно быть пересмотрено Bundessicherheitsrat (Федеральный совет безопасности), или BSR, который отвечал за координацию национальной обороны. политики. Наконец, совет постановил, что Krauss-Maffei может подписать экспортный контракт с Испанией. Однако соглашение было остановлено под давлением Лейбористской партии Соединенного Королевства на том основании, что 105-миллиметровая (4,13 дюйма) танковая пушка L7 Leopard была британской технологией. Тем временем Испания опробовала французский AMX-30 между 2 и 10 июня 1964 года.
Leopard 1 и AMX-30 возникли в рамках совместной программы разработки танков, известной как Europanzer. Танк AMX-30 обладал низким силуэтом; высота танка составляла 2,28 метра (7,5 фута) по сравнению с 2,6 метра (8,5 фута) в Leopard. С точки зрения летальности, осколочно-фугасный противотанковый (HEAT) снаряд AMX-30 Obus G был одним из самых современных снарядов того времени. Поскольку тепловые боеголовки становятся менее эффективными при стабилизации вращения, вызванной нарезами ствола танковой пушки, Obus G был разработан таким образом, чтобы кумулятивный заряд.
Боевая часть была установлена на шариковых подшипниках во внешнем корпусе, что позволяло стабилизировать вращение снаряда через нарезы пушки, не влияя на боеголовку внутри. Obus G был разработан для пробивки до 400 миллиметров (16 дюймов) стальной брони. С другой стороны, Leopard был вооружен танковой пушкой L7A3, способной пробивать лобную броню большинства современных танков. Хотя у Леопарда была большая броня, чем AMX-30 — частично учитывая разницу в весе между двумя танками — последний продавался по более низкой цене.
В мае 1970 года правительство Испании решило подписать контракт с французской компанией GIAT о начале производства AMX-30. Однако на решение повлияли не преимущества самого французского автомобиля. Быстрее нежелание Великобритании продавать свою танковую пушку L7, низкую стоимость AMX-30 и предложение Франции разрешить Испании производить танк заставили испанскую армию отдать предпочтение французской бронетехнике.
Производство
22 июня 1970 г. Министерство обороны Испании подписало соглашение о военном сотрудничестве с Францией, в котором были очерчены планы по будущему приобретению около 200 танков для испанской армии. Из них 180 должны были быть изготовлены по лицензии в Испании, а 20 — во Франции. В конце концов GIAT заключил контракт на изготовление 19 танков. Они были доставлены в роту Бакале Испанского легиона, дислоцированную в Испанской Сахаре. Первые шесть AMX-30 были доставлены по железной дороге в испанский пограничный город Ирун в Стране Басков, а затем переданы в Бильбао. Наконец-то они были отправлены ВМС Испании, на транспорте Almirante Lobo, в Эль-Аюн в Испанской Сахаре. Эта часть просуществовала до 1975 г., когда была расформирована, а ее танки переданы мотострелковому полку Уад-Рас.
Это соглашение заложило основу для будущего танкового завода на промышленном полигоне Лас-Кантерас вблизи города Алькала-де-Гвадаира. Некоторые части танка были переданы субподрядчикам другим испанским компаниям, в частности, Astilleros Españoles (башня), Boetticher, Duro Felguera и EN Bazán. Сорт местного производства изменялся для каждой партии. Первые 20 танков должны были иметь 18% каждой машины, произведенной в Испании; следующие 40 будут иметь 40% автомобилей, произведенных в Испании.
Остальные 120 имели 65% танков, производимых в стране. Производство началось в 1974 году со скоростью пяти танков в месяц и завершилось 25 июня 1979 года. Первые пять танков были доставлены на Механизированный пехотный полк Uad Ras 30 октября 1974 года. Эта партия также заменила легкие танки M41 Walker Bulldog и M48 Patton в бронекавалерийском полку Villaviciosa и бронепехотном полке Alcázar de Toledo, получив 23 и 44 танка соответственно.
27 марта 1979 г., перед окончанием производства первой партии, испанская армия и Santa Bárbara Sistemas подписали контракт на производство и поставку второй партии из 100 AMX-30E. В 1980 году, после того, как 200-й AMX-30E был поставлен испанской армии, патент на танк был присужден Испании. Это позволило вносить незначительные модификации автомобиля без консультации с GIAT. Это также означало, что степень локальной конструкции каждого автомобиля значительно увеличилась. Производство второй партии продолжалось между 1979 и 1983 годами.
К моменту завершения производства испанская армия поставила на вооружение 299 AMX-30E (280 произведено между 1974 и 1983 годами, и 19 доставлено из Франции в 1970 году) и 4 обучающие машины, поставленные в 1975 году. Bárbara Sistemas также изготовила 18 противовоздушных машин Roland España (обозначается AMX-30RE) и 10 бронированных эвакуационных машин AMX-30Е. Средняя стоимость одного танка в первой партии составляла 45 миллионов песет (642 800 долларов США). Стоимость одного танка во время второй партии выросла до 62 миллионов песет (885 700 долларов).
Несмотря на то, что AMX-30E был совершенно новым, он поступил на вооружение из-за проблем с автомобилем, включая проблемы с устаревшей трансмиссией 5SD-200D. Итак, когда первая производственная партия начала заканчиваться, испанская армия и Santa Barbara Sistemas начали изучать возможные модернизации. Основными задачами были повышение мощности и надежности силовой установки, повышение огневой мощи и точности танка, повышение баллистической защиты и общей живучести машины. Был предложен ряд пакетов модернизации, включая предложение установить башню AMX-30E на шасси Leopard 1.
Другие варианты включали замену существующей силовой установки на новый дизельный американский двигатель и трансмиссию или замену силовой установки на новый немецкий дизельный двигатель и трансмиссию. Двигатель HS-110 с уже упомянутыми трансмиссиями. Другой прототип был изготовлен с использованием более современных гусениц Леопарда, а другой подобный прототип установил новый 12,7-миллиметровый (0,5 дюйма) пулемет для заряжающего позиции. Французская GIAT также предложила модернизировать испанские AMX-30E до стандартов AMX-30B2, модернизация была применена к французским AMX-30.
Модернизация
В конце концов, было выбрано смешанное решение под названием Tecnología Santa Bárbara-Bazán (Santa Bárbara-Bazán Technology) (или TSB). Улучшение подвижности танка предполагало замену дизельного двигателя HS-110 на дизельный двигатель MTU 833 Ka-501 мощностью 850 лошадиных сил (625 кВт), а трансмиссию – на немецкую ZF LSG-3000, совместимую с двигателями. до 1500 метрических лошадиных сил (1103 кВт).
Первые 30 двигателей должны были иметь 50% двигателя, произведенного в Испании; остальные, 73%, должны были быть произведены местным путём. Этот новый двигатель обеспечил модернизированному танку коэффициент мощности 23 метрических лошадиных сил на тонну (21,13 л.с./S/T). Новый двигатель сочетался с усовершенствованной торсионной подвеской AMX-30B2, которая использовала торсион большего диаметра и новые амортизаторы.
Чтобы повысить огневую мощь танка, пушечное крепление вокруг башенного люка зарядки было модифицировано, чтобы позволить установить 12,7-миллиметровый (0,5 дюйма) пулемет, тогда как огневая мощь основной пушки была увеличена благодаря введению новой бронебойной системы ME43 APCETFSDS). Точность орудия была повышена за счет установки новой системы управления огнем A/D модификации Mark 9, разработанной компанией Hughes Aircraft Company. Новая система позволяла вести огонь как днем, так и ночью, а также повышала возможность попадания первого снаряда.
Система управления огнем также была модернизирована путем замены старого перископа наводчика M282 новым перископом и новым лазерным дальномером Nd:YAG. Выпущен новый баллистический компьютер NSC-800, а также новая цифровая панель для наводчика, разработанная и изготовленная испанской компанией INISEL. Командир танка также получил блок управления, позволявший выбирать боеприпасы для пушки и предоставлял информацию о баллистике снаряда и цели, которую нужно поражать.
В результате заряжающее устройство получило презентационный блок для отображения информации о том, какой снаряд заряжать в казенную часть пушки, и для передачи полученных баллистических данных, включая угловую скорость, скорость ветра, подъем пушки и наклон автомобиля. Система управления огнем также позволила в будущем модернизироваться к более совершенной системе стабилизации основного орудия танка. Улучшения живучести включали добавление новых стальных бортов, новую систему дымообразования, связанную с двигателем, и новую систему пожаротушения.
Сто пятьдесят AMX-30E получили пакет модернизации и получили обозначение AMX-30EM2s. Программа началась в 1989 году и завершилась в 1993 году. В конце концов, испанские AMX-30EM2 были заменены совершенно новыми противотанковыми машинами Centauro, частично производившимися в Испании в начале 21 века.
Реконструкция
Остальные 149 AMX-30E были реконструированы для повышения их мобильности. Реконструкция заключалась в замене оригинальной французской трансмиссии на американскую Allison CD-850-6A. Кроме того, некоторые части танка, такие как тормоза, были отремонтированы, чтобы привести их к начальным стандартам. CD-850-6A была автоматической трансмиссией с тройным дифференциалом, обеспечивавшим две скорости движения вперед и одну скорость заднего хода.
Однако новая трансмиссия привела к новой проблеме. Избыточное тепло, производимое трансмиссией, уменьшило запас хода автомобиля. В 1988 году началась реконструкция 149 AMX-30E, получивших обозначение AMX-30EM1. В начале 1990-х Испания получила большое количество танков M60 Patton, заменив свой парк M47 и M48, а также AMX-30EM1.