• Чт. Мар 28th, 2024

World Of Man Dreams

Мужской журнал

Официальное обозначение: Cruiser Tank Mk.VIII
Альтернативное обозначение: “Centaur”, A27L
Начало проектирования: 1941 г.
Дата постройки первого прототипа: июль 1942 г.
Стадия завершения работ: построено 3134 танка, в боевых действиях использовались только “Centaur” IV.

 

Появление в конце 1940 года крейсерского танка A15 «Crusader» лишь ненадолго позволило RTC (Королевскому Танковому Корпусу) получить некоторые преимущества перед основными немецкими танками Pz.II и Pz.III. Рассказывает wofmd.com Уже со следующего года в Германии стремительно нарастили выпуск более мощных танков Pz.IV, что сразу поставило самые новейшие британские крейсера на уровень ниже. Их самыми слабыми сторонами оказались 2-фунтовые орудия и ненадежные двигатели Nuffield-Liberty.

Чтобы устранить отставание в конце 1940 года Танковый Комитет выработал требования для тяжелого крейсерского танка: лобовое бронирование корпуса – 65 мм, лобовое бронирование башни – 75 мм, скорость – 24 мили в час (39 км\ч), масса – до 24 тонн. Но главное, явно устаревшая «двухфунтовка» должна была уступить место 6-фунтовыму орудию в башне нового типа на более широком погоне.

За разработку нового танка взялось сразу несколько фирм, однако наиболее перспективными считались проекты на основе конструкции А15. Так, фирма Nuffield представила «своё видение» крейсерского танка на базе серийного шасси со старой силовой установкой, но с новым корпусом и башней. Параллельно, совместными усилиями фирм Birmingham Railway Carriage and Wagon Company (BRCWC) и Rolls-Royce, был предложен собственный проект предполагавший использование адаптированного авиационного двигателя «Merlin» и трансмиссии нового типа на идентичном шасси.

Оба варианта получили одобрение Генерального Штаба в январе 1941 года, однако из-за задержек с испытаниями новой силовой установки пришлось разработать «промежуточный» вариант танка A27L «Cromwell II» (индекс «L» обозначал марку двигателя – в данном случае это был «Liberty»). Также эта боевая машина стала известна под обозначением Cruiser Tank VIII.

 

Проектирование A27L поручили фирме English Electric, которая приступила к работе в конце 1941 года. Проект был готов к весне следующего года и был во многом был аналогичен танку А24 от фирмы Nuffield. Как уже указывалось ранее, изменения коснулись силовой установки и трансмиссии. По различным зарубежным источникам боевая масса танка составляла от 27432 до 28849 кг.

Ходовая часть танка A27L состояла из пяти сдвоенных опорных катков на каждый борт оснащенных резиновыми бандажами. Использовалась индивидуальная «свечная» подвеска типа Christie с вертикальными пружинными рессорами. Направляющие колеса и механизм натяжения гусениц размещались спереди, ведущие колеса цевочного зацепления – сзади. Гусеница мелкозвенчатая с одногребневыми траками шириной 14 дюймов (355 мм).

Корпус танка A27L был практически аналогичен А24, отличаясь только бронировкой моторно-трансмиссионного отделения. Компоновка корпуса осталась классической. Спереди располагалось отделение управления, где находились места водителя (справа) и его помощника (слева). В вертикальном лобовом листе корпуса толщиной 64 мм имелось два круглых люка различного диаметра, а по бортам были расположены смотровые приборы с триплексами.

Среднюю часть корпуса занимало боевое отделение, на крыше которого устанавливалась трехместная башня коробчатой формы (также заимствованной от А24) с шириной погона 1524 мм. В её лобовом бронелисте монтировалась спаренная установка из 6-фунтовой (метрический калибр 57 мм) пушки Mk.III или Mk.V и одного 7,92-мм пулемета Besa. На крыше башни мог устанавливаться зенитный 7,71-мм пулемет Bren. Слева от орудия был сделан вырез под телескопический прицел. На крыше башни имелось два люка и два перископических прибора наблюдения Mk.IV. Боекомплект включал 75 осколочно-фугасных и бронебойных выстрелов, 4950 патронов для пулеметов Besa и 600 патронов для пулемета Bren. На правом борту башни монтировался двухствольный 50,5-мм дымовой гранатомет с 30 гранатами. Полный экипаж танка состоял из 5 человек: командир, наводчик, заряжающий, водитель и помощник водителя (также обслуживал радиостанцию).

Заднюю часть корпуса занимало моторно-трансмиссионное отделение, где устанавливался 12-цилиндровый бензиновый двигатель Nuffield-Liberty формированный до мощности 410 л.с. и оснащенный жидкостной системой охлаждения. Старая планетарная трансмиссия была заменена на новую от фирмы Merrit-Brown.

 

Заказ на изготовление двух прототипов A27L фирма English Electric получила 29-го апреля 1942 года и уже 29-го июня первый опытный образец выкатили из цеха. Второй прототип был готов в начале июля – тогда же оба танка были отправлены на полигон в Фарнборо. Испытания A27L прошли без особых нареканий, если не считать вполне стандартные проблемы с охлаждением двигателя. В остальном заказчик не имел больших претензий и в августе 1942 года был оформлен первый заказ, который разместили сразу на шести танкостроительных предприятиях фирм English Electric, Nuffield, LMS, Harland, Fowler и Leyland. В ноябре 1942 года, во избежание путаницы с названиями, танк переименовали в «Centaur». Вплоть до февраля 1944 года было построено 3134 танка A27L двух основных модификаций и в варианте ЗСУ.

 

Если первый вариант A27L «Centaur» I был практически идентичен А24, отличаясь только трансмиссией. Благодаря этому в короткий срок удалось построить 950 машин. На второй модификации («Centaur» II) была предпринята попытка оснастить танк более широкой гусеницей и ведущими колёсами с большим числом венцов. Так намеревались решить проблему возросшего давления на грунт, однако этот вариант серийным так и не стал.

Более удачной оказалась модификация «Centaur» III. Главной целью доработок стала усиление вооружение – как оказалось, даже наличие 57-мм орудия не гарантировало успех при встрече с немецкими «четверками» старых типов, а с появлением модификаций Pz.IV Ausf.F2 и Ausf.G (с длинноствольной 75-мм пушкой) положение британских танкистов стало вовсе незавидным. Таким образом, вновь назрела необходимость установить артиллерийскую систему более крупного калибра – танки «Centaur» III стали оснащаться 75-мм пушкой Mk.V и Mk.VA, которая, хоть и не полностью, уравновесила силы противников. Большинство машин этого типа было получено путем доработки более ранних «Centaur» I.

Последней моделью стал «Centaur» IV, представлявший собой танк огневой поддержки. Ранее такие машины просто получали индекс CS после названия модификации, но с 1942 года его отменили и нумерация стала сквозной. На «Centaur» IV устанавливалась 95-мм гаубица, которая могла вести стрельбу только осколочно-фугасными и дымовыми снарядами, а также форсированный двигатель. Всего было выпущено только 80 танков поддержки.

 

Жизненный цикл большинства танков «Centaur», так сказать, в чистом виде, оказался недолгим. С конца 1943 года началась активная программа модернизации A27L путем замены двигателя «Liberty» на «Meteor» и доведения их до стандарта A27M («Cromwell» X). Другая часть танков послужила основой для различных вспомогательных бронемашин.

В 1942 году появился вариант бронемашины артиллерийских наблюдателей «Centaur» OP (Observation Post), на котором орудие заменялось муляжом, а на освободившемся месте устанавливалась дополнительная радиостанция No.19.

Несколько десятков танков A27L также было переоборудовано в инженерные бронемашины. Модификация «Centaur» ARV предполагала демонтаж башни и установку на верхней части корпуса крана-стрелы, дополнительных баков с топливом и другого специального оборудования.

Другим инженерным вариантом стал «Centaur Dozer», конструкция которого была разработана в 79-й танковой дивизии. На этих бронемашинах также демонтировалась башня с вооружением, а вместо них устанавливался бульдозерный отвал с гидравлическим приводом. Такие бульдозеры передавались частям Королевских Инженеров и должны были распределяться распределялись из расчета один «Centaur Dozer» на один полк крейсерских танков (по другим данным – каждому эскадрону танковой дивизии). Постройка инженерных бронемашин была поручена фирме MG Car Ltd., однако до конца войны фронтовые части получили лишь единичные экземпляры «Centaur Dozer».

В 1943 году несколько танков «Centaur» было переоборудовано в бронетранспортеры типа «Kangaroo». Переделки свелись к демонтажу башни и части внутреннего оборудования для увеличения внутреннего пространства боевого отсека, который теперь использовался в качестве десантного и мог разместить 10-12 солдат. Экипаж БТР сокращался до двух человек.

Наиболее интересными были самоходные зенитные установки «Centaur» AA. При разработке этих ЗСУ было решено использовать готовые наработки по серийным самоходкам «Crusader» AA оснащенным 20-мм спаренными пушками Polsten. В результате на модификации «Centaur» AA Mk.I устанавливалась башня от «Crusader» AA Mk.II, а модификация «Centaur» AA Mk.II получила башню от «Crusader» AA Mk.III. В общей сложности было построено около 200 таких ЗСУ.

 

Принять участие в боевых действиях танкам «Centaur» I и «Centaur» III не пришлось. К моменту операции «Overlord» основная их масса превратилась в А27М и вспомогательные бронемашины, а оставшиеся танки использовались только для учебных целей. Ещё одной причиной отказа от их боевого применения была низкая надежность двигателей «Liberty».

Исключение составили только танки поддержки «Centaur» IV, которые использовались в составе Royal Marines Armored Support Group, сформированным в июле 1943 года и действовавшим в интересах флота. Первоначальный замысел их использования состоял в следующем – танки «Centaur» IV должны были устанавливаться на баржи парами и осуществлять огневую поддержку сразу после того, как корабельная артиллерия перенесёт огонь вглубь территории противника. Однако, после проведения маневров в феврале 1944 года, на которых присутствовали маршал Монтгомери и король Георг VI, этот план был признан малоэффективным и его пришлось изменить. Теперь от танкистов требовалась высадка на берег вместе с десантом, что потребовало реорганизации десантных частей.

Переформирование начали проводить с 14-го марта 1944 года – RMASG нового образца состояла из двух полков двухбатальонного состава, включавшего 32 танков «Centaur» IV и 8 «Sherman» QP. Общее количество танков, включая штабные, составило 100 единиц. Примечательно, что танки планировали использовать только в первые часы высадки исключительно для огневой поддержки десантных подразделений.

Знаменитый «Day D» прошел для экипажей группы не слишком удачно. Из 20 безвозвратно потерянных «Centaur» IV большая половина утонула, так и не добравшись до берегов Нормандии. Остальные подтягивались постепенно и оказать существенной огневой поддержки десанту не смогли. Достаточно сказать, что в течении 6-го июня 1944 года в боях принял участие только 21 танк. Остальные прибыли на следующие сутки. В боях на побережье использовалось одно необычное приспособление в виде металлических саней, на которых укладывался дополнительный боекомплект из 60 выстрелов.

Танки «Centaur» IV продолжали участвовать в боях вплоть до 21-го июня включительно, сначала оказывая поддержку частям 4-й бригады британского спецназа на реке Орн, а затем парашютистам из состава 6-й воздушно-десантной дивизии. Оставшиеся к тому времени танки отвели в тыл и 24-го июня передали в распоряжение артиллерийских частей. Дальнейшая судьба «Centaur» IV остаётся невыясненной.

 

Оставшиеся на территории Великобритании танки впоследствии послужили не только британской армии. В процессе формирования 1-й польской танковой дивизии для обучения танкистов было передано несколько «Centaur» III. Использование инженерных бронемашин продолжалось ещё несколько лет после войны, но уже к началу 1950-х гг. практически все они были выведены из эксплуатации. Помимо этого, 72 танка «Centaur» было передано армии Франции.

Более продолжительной оказалась карьера танков «Centaur», переданных в послевоенный период армии Греции. Необходимость в бронетехники у греков была более чем острая в связи с апогеем гражданской войны. Союзники решили материально помочь гречскому правительству отправив в мае 1946 года 52 танка «Centaur» I, оснащенных 57-мм орудиями и башнями типа «В». В течении 1946-1947 гг. эти машины активно применялись против партизан-коммунистов на территории Македонии и Эпира. Несмотря на неблагоприятные условия (горная местность и наличие многочисенных минных полей) греческие танкисты остались довольны своими танками. В процессе эксплуатации некоторые танки оснащались 12,7-мм пулеметами. Использование «Centaur» I в армии Греции продолжалась вплоть до 1957 года, пока им на смену не пришли более современные американские танк М47.

 

В настоящее время в качестве музейных экспонатов сохранилось всего пять танков A27L, находящихся в весьма приличном состоянии:

Cobbaton Combat Collection (Великобритания) – в годы войны танк бы переоборудован в бульдозер и использовался до 1957 г. Полуразобранная машина была обнаружена в 1978 году и отреставрирована до уровня «Centaur» IV (номер Т218477);

Musee des Blindes (Самюр, Франция) – танк модификации «Centaur» IV (двухцветный «песчаный» камуфляж);

Pegasus Bridge (Бенувилль, Франция) – танк модификации «Centaur» IV (одноцветный зеленый камуфляж);

Hermanville-sur-Mer (Франция) – танк модификации «Centaur» IV с башней от А24 (одноцветный зеленый камуфляж);

Греческий музей бронетанковой техники (Авлона, Греция) – танк модификации «Centaur» III (некомплектный, без двигателя, гусеницы от М113).

Также в частных коллекциях и музеях числится 7 «Centaur Dozer». Ещё по меньшей мере 5 танков и один бронированный бульдозер находятся на территории Великобритании в полуразрушенном состоянии на свалках и бывших артиллерийских полигонах.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КРЕЙСЕРСКОГО ТАНКА
Cruiser Tank Mk.VIII “Centaur” образца 1942 г.

БОЕВАЯ МАССА 28849 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 6352
Ширина, мм 2896
Высота, мм 2444
Клиренс, мм 406
ВООРУЖЕНИЕ одна 6-фунтовая (57-мм) пушка, один 7,92-мм пулемет BESA в башне, один зенитный 7,71-мм пулемет Bren, двухствольный 50,5-мм дымовой гранатомет
БОЕКОМПЛЕКТ 75 выстрелов, 4950 патронов калибра 7,92-мм, 600 патронов калибра 7,71-мм, 30 гранат
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический пулеметный и телескопический орудийный прицел No.39 Mk.I, перископические приборы Mk.IV
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса (верт.) — 57-64 мм
лоб корпуса (гор.) — 25 мм
борт корпуса — 32 мм
корма корпуса — 25-32 мм
крыша — 14 мм
днище — 6,5 мм
лоб башни — 76 мм
борт башни — 51 мм
корма башни — 44 мм
крыша башни — 20 мм
ДВИГАТЕЛЬ Nuffield-Liberty Mk.V, бензиновый, 12-цилиндровый, мощностью 395 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: 5-скоростная несинхронизированная коробка передач Merrit-Brown Z5, двухдисковый главный фрикцион сухого трения, колодочные тормоза, бортовые передачи
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 5 обрезиненных опорных катков с подвеской на вертикальных пружинных рессорах, переднее направляющее колесо, заднее ведущее колесо; гусеница мелкозвенчатая со стальными траками шириной 356 мм и шагом 100 мм
СКОРОСТЬ 43 км\ч по шоссе
24 км\ч по проселку
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 265 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 24
Высота стенки, м 0,91
Глубина брода, м 0,91
Ширина рва, м 2,286
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция No.19 со штыревой антенной
Copyright © 2016-2023. Все права защищены. Копирование материалов с сайта разрешено с указанием активной ссылки.