• Пт. Апр 19th, 2024

World Of Man Dreams

Мужской журнал

Официальное обозначение: Cruiser Tank Mk.I
Альтернативное обозначение: A9
Начало проектирования: 1935 г.
Дата постройки первого прототипа: 1936 г.
Стадия завершения работ: серийно производился в течении 1936-1937 гг.

 

Новый 1936 год британский RTC (Royal Tank Corps – Королевский Танковый Корпус) встречал далеко не в лучшем виде.Рассказывает wofmd.com В то время как потенциальные противники налаживали серийное производство танков самых разнообразных типов в Великобритании ещё в значительной мере ощущались последствия экономического кризиса. Из десятка перспективных конструкций сравнительно большими сериями выпускались только лёгкие танки фирмы Vickers. В отношении танков других классов ситуация сложилась более тяжелая – выпуск средних танков Medium Mk.II был прекращен ещё в 1934 году, а на смену тяжелым танкам Mk.V так никого и не выбрали. Дело было даже не в сложности конструкции. Основной вопрос заключался в стоимости готовой продукции. Именно по этой причине фирма Vickers так и не получила заказов на серийное производство трехбашенных танков Medium Mk.III (A6) и пятибашенных А1Е1. Тем не менее, представители RTC не оставляли надежд получить действительно современные танки и такая возможность им представилась в 1934-1936 гг.

Одним из главных факторов, побудивших Генеральный Штаб уделить больше внимания переоснащению бронетанковых сил, стали маневры Красной Армии, на которые приглашались представители «враждебных» стран. Эффект от массированного использования легких танков БТ и Т-26 был просто огромным – в 1935 году британцы связались с Дж.У.Кристи с целью приобретения прототипов и документации по его машинам, что дало начало серии крейсерских танков под индексом А13. Вместе с тем, представители британской военной миссии было немало удивлены наличием трехбашенных танков Т-28, количество которых было далеко не единичным. Прекрасно понимая, кто является «прародителем» этих машин, в Генштабе решили срочно наверстать упущенное. Правда, финансирования по-прежнему не хватало и от разработчиков потребовали предоставить более дешевый проект многобашенного крейсерского танка под индексом А9.

 

Техническое задание было выдано генерал-инспектором RTC фирме Vickers-Armstrong в конце 1934 года, которая в инициативном порядке уже вела работы над новой машиной. Предполагалось, что танк будет иметь одну главную и две пулеметные башни, оснащаться коммерческим бензиновым двигателем, а его масса не должна превышать 10 тонн. В общем, требования задавали тон на максимальное удешевление конструкции.

Разработкой проекта занялся сэр Джон Карден, хотя задача перед ним стояла весьма сложная. Было решено сохранить концепцию Medium Mk.III, но сделать его конструкцию более лёгкой. Корпус танка А9, таким образом, полностью заимствовал компоновку предыдущей модели. В носовой части продольно размещались две пулеметные башни цилиндрической формы, в которых устанавливалось по одному 7,71-мм пулемету Vickers. Для посадки пулеметчиков был предусмотрен люк в крыше башни. Сектор обстрела для каждой из башен составлял примерно по 120°. Между башнями, по продольной оси корпуса и немного выдвинув вперед, расположили место механика-водителя на головой которого была установлена коробкообразная рубка. В лобовом листе рубки имелся смотровой прибор, защищенный бронированной панелью. Крыша рубки собиралась из двух бронелистов, передний из которых представляла собой люк, откидывающийся вперед по ходу движения.

Среднюю часть корпуса занимало главное боевое отделение, на крыше которого устанавливалась трехместная башня. Передний, кормовой и бортовые бронеплиты соединялись под небольшими углами наклона, что придавало башне форму усеченной пирамиды. В лобовом листе башни устанавливалась маска для 2-фунтового орудия QF 2 pdr (метрический калибр 40 мм) и спаренного с ней 7,71-мм пулемета Vickers. С левой стороны находился телескопический прицел No.24B Mk.I. Боекомплект состоял из 100 выстрелов и 3000 патронов. Крыша главной башни получила передний наклонный бронелист. В заднем горизонтальном бронелисте были сделаны вырезы под командирский люк с перископическим прибором Vickers (слева), рядом с которым также находился кронштейн для установки фары дальнего света, и двухстворчатый люк для заряжающего (справа). В кормовой части башни была сделана небольшая ниша, предназначенная для установки радиостанции No.9 или No.11 со штыревой антенной. Связь внутри танка обеспечивалась телефонной системой. Поворот главной башни впервые в британском танкостроении осуществлялся при помощи гидравлической системы Nash and Thompson, в то время как пулеметные башни могли вращаться только вручную. Также впервые в боевом отделении был установлен вытяжной вентилятор.

Моторно-трансмиссионное отделение находилось в кормовой части корпуса. Для прототипа танка А9E1 был выбран бензиновый 6-цилиндровый двигатель Rolls-Royce «Phantom» II объемом 7,67 литра с жидкостной системой охлаждения. По бортам от него расположили вентиляторы, воздушные фильтры и топливные баки на 327 литров. Мощность от двигателя передавалась на механическую коробку передач Meadows 22, обеспечивавшей 5 скоростей движения впереди и одну заднюю скорость. Запуск двигателя производился при помощи стартера с питанием от электросистемы с напряжением в сети 12 Вольт. Танк комплектовался дополнительным бензиновым мотором, который мог использоваться как для запуска основного двигателя, так и для зарядки аккумуляторных батарей и привода вытяжного вентилятора.

Весьма интересной конструкцией отличалась ходовая часть танка А9, в разработке которой участвовали инженер С.Хортсманн и капитан Роки, работавшие в то время на фирме Slow Motion Suspension Co.Ltd. Поскольку многокатковая схема была сложной в производстве и имела тенденцию к повышенному износу основных элементов, было решено применить меньшее количество опорных колёс, увеличив их диаметр и оснастив резиновыми бандажами. В результате, на каждый борт танка приходилось по две тележки с тремя опорными катками каждая, оснащенные блокированной балансирной подвеской со спиральными пружинами и гидравлическим амортизатором. Первый каток передней тележки (как и третий каток задней тележки) имел диаметр 24 дюйма (610 мм), в то время как два других – по 19,5 дюймов (495 мм). Ещё одним нововведением, впоследствии вызвавшем много нареканий, стало использование наружных барабанных тормозов, установленных на ведущих колесах цевочного зацепления. Гусеничные цепи состояли из стальных одногребневых траков шириной 315 мм. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась тремя опорными роликами с каждого борта.

 

Первый прототип крейсерского трехбашеного танка А9Е1 был готов в апреле 1936 года. Испытания пилотной модели показали, что выбранный тип двигателя не позволяет достичь заданных характеристик и его заменили на AEC Type 179 объемом 9,64 литра и мощностью 150 л.с. Эта силовая установка также использовалась на автобусах и хорошо зарекомендовала себя в эксплуатации. Впоследствии удалось достичь максимальной скорости 40 км\ч и дальности хода по дорогам с твердым покрытием 240 км. Радиус полного разворота не превышал 7,92 метра. Это вполне устроило представителей RTC, рекомендовавших танк к серийному производству. Впоследствии прототип А9Е1 был оснащен 15-фунтовой мортирой.

Серийное производство танков А9 начали разворачивать с июля 1936 года, но поставки производились в течении 1937 года. Было налажено две сборочные линии на предприятии Vickers и на предприятии Harland & Wolff в Белфасте, где собрано 50 и 75 машин соответственно. В том же году было проведено изменение системы обозначений и танки А9 получили новое обозначение Cruiser Tank Mk.I.

Часть танков была выпущена в модификации Mk.ICS (Close Support). Эти машины оснащались 3,7-дюймовой (94 мм) гаубицей с длиной ствола 15 калибров, вместо стандартной 2-фунтовой пушки, и являлись танками огневой поддержки. Боекомплект для орудия, соответственно, был сокращен до 40 выстрелов, причем в его состав входили только осколочно-фугасные и дымовые снаряды, но теперь к пулеметам имелось 5000 патронов. Боевая масса возросла до 12700 кг, хотя в целом на характеристики танка это не повлияло. В некоторых источниках указывается, что дальность хода сократилась до 202 км.

 

Массовая эксплуатация крейсерских танков А9 началась только с 1939 года, когда угроза войны с Германией была очевидна как никогда. Первым боевым соединением, получившим на вооружение машины этого типа стала 1-я танковая дивизия (1st Armored Divsion), формирование которой началось в тот же период. Дивизия имела весьма разношёрстый состав и состояла из 2-й и 3-й танковых бригад, каждая из которых имела в своём составе по три полка. Так, во 2-ю бригаду входил 2-й гвардейский драгунский полк «Queen Bays», 9-й уланский и 10-й гусарский полки, являвшиеся число кавалерийскими соединениями. В то же время, 3-я танковая бригада комплектовалась из 2-го, 3-го и 5-го танковых полков. Соответственно, взгляды на использование танков у «танкистов» и «кавалеристов» были несколько разными, что на первых парах приводило к взаимному недопониманию. Тем не менее, процесс обучения прошел успешно и личный состав 1-й танковой дивизии на маневрах 1939 года показал хорошую подготовку.

В мае 1940 г. 1-ю танковую дивизию перебросили во Францию, где им предстояло сражаться в составе Британских Экспедиционных Сил. Интересно, что до 10-го мая британцы располагали на континенте в основном только легкими танками Mk.VIb и бронемашинами различных типов. Первые подразделения 2-й танковой бригады начали выгружаться в Гавре только 16-го мая, в то время как 3-я бригада выгрузилась в Шербуре 24-го мая, причем не в полном составе – тремя днями ранее в Кале, вместе с 30-й пехотной бригадой, прибыл 3-й танковый полк. По прибытии выяснилось, что помимо разных мест высадки дивизия оставила на британской земле практически всю приданную ей пехоту, артиллерию и саперов.

Несмотря на то, что собрать 1-ю танковую дивизию в полном составе не удалось, полковник Эванс уже 16-го мая получил приказ выдвигаться на линию Аррас – Амьен, куда отходили союзные войска. Крейсерским танкам предстояло совершить 300-киломерный марш, на что британцы явно не рассчитывали. Обе бригады действовали фактически разрозненно и соединить их вместе удалось лишь 27-го мая у Абвилля, где союзное командование запланировало проведение мощного контрудара. Не располагая собственной пехотой и артиллерией британцы запросили помощи у французов, но те, выделив небольшие силы, так и не смогли согласовать свои действия с союзниками. В итоге, танки пошли в бой в гордом одиночестве и хотя им удалось добиться частичного успеха в первой фазе сражения, под конец дня разгром стал очевиден. В общей сложности после провала наступления у Абвилля британцы недосчитались 120 из 180 танков. При этом было подбито 69 «крейсеров», что стало самой тяжелой потерей. Впоследствии потрепанные соединения 1-й танковой дивизии вели оборонительные Нормандии, а последние танки А9 были задействованы для прикрытия эвакуации в Шербуре и Дюнкерке.

Действовавший отдельно от 3-й танковый полк, оснащенный крейсерскими танками А9 и А13, был направлен на усиление гарнизона Булони. В это же время немцы совершили глубокий рейд в тылы союзников и, когда танки ещё находились на марше между двумя городами, противник уже ворвался в Булонь. Понимая, что пути отхода почти отрезаны, 22-го мая командование приказало полку развернуться и следовать назад. Марши в обе стороны проходили под постоянными воздушными налётами Luftwaffe, что никак не благоприятствовало сохранению боеспособности. Не располагая данными о передвижениях противника командир полка послал на разведку роту легких танков Mk.VI, которая погибла в полном составе не доставив никакой информации. Утром 23-го мая, в окрестностях городка Сен-Омер, состоялся встречный танковый бой между частями 3-го танкового полка и 1-й немецкой танковой дивизии. Несмотря на то, что около половины немецких танков составляла легкие Pz.II, сражение завершилось очередным разгромом британских сил. Потеряв 12 «крейсеров» и примерно такое же количество легких танков полк был вынужден отступать к Кале, где в окружении сражались остатки союзных войск. По состоянию на 24-е мая защитники города располагали 12 легкими и 9 крейсерскими танками, которые в оставшиеся двое суток сдерживали натиск танков Гудериана.

Общие потери крейсерских танков А9 обеих модификаций в ходе французской кампании оцениваются в 24 единицы. При встречах с немецкими танками Pz.III и Pz.IV быстро выяснилось, что снаряды 40-мм пушки малоэффективны против их брони. В то же время защищенность крейсерских танков Mk.I оказалось явно не адекватно текущим требованиям — бронелисты толщиной 10-14 мм прекрасно пробивались бронебойными «болванками» даже 37-мм короткоствольных немецких танковых орудияй. Частично это удалось исправить на танках серии Mk.II (A10), но в целом положение оставалось плачевным вплоть до появления А27 «Cromwell». Использовать крейсерские танки Mk.I на острие «ударного клина», равно как и в качестве машин непосредственной поддержки пехоты, было ошибочным, но во время боёв за Францию эта была вынужденная мера, хоть как-то сдержавшая продвижение немцев.

Гораздо больше времени танки А9 в Северной Африке. Воевавший в Африке 7-й гусарский полк, входивший в состав 7-й танковой бригады 7-й дивизии, одним из мервых начал получать крейсерские танки Mk.I, хотя поначалу их количество было весьма скромным. Например, в августе 1939 года полк был полностью оснащен лёгкими танками Mk.VI, но уже к апрелю 1940 года в нём числился один эскдрон крейсерских А9 (9 танков) и два эскадрона лёгких Mk.VI (48 танков). Помио этого, в составе переформированного 2-го танкового полка 7-й танковой дивизии в Западную пустыню перебросили также перебросили несколько А9. Впоследствии к ней присоединились 2-й танковая дивизия, так что к концу 1940 года танков А9 насчитывалось уже пара десятков.

В июне 1941 г. крейсерские танки А9, совместно с такими устаревшими А10 и А13, в последний раз приняли участие в крупной операции под кодовым названием “Алебарда”. Особо жестокие бои развернулись днем 16-го июня у высоты №208, где находился немецкий опорный пункт. Шедшие первыми танки Mk.I попали под обстрел замаскированных танков Pz.III и 88-мм зенитных орудий, но потеряв несколько машин британцы смогли определить позиции 15-й немецкой танковой дивизии и предприняли серию новых атак. В общей сложности, к исходу дня 2-й танковый полк потерял 10 танков, а из состава 6-го танкового полка был выбито 31 танк. Операция не принесла желаемого результата, лишь в течении двухнедельных боёв были потеряны последние боеспособные танки Mk.I. Применение британским командованием танков в этот период трудно было назвать удачным. Помимо больших потерь по техническим причинам большой урон наносил артиллерийский огонь противника.

Тем не менее, согласно зарубежным источникам, состав уже упоминавшегося 7-го гусарского полка изменился незначительно. Так, к началу августа 1941 года, полк располагал тремя типами крейсерских танков: эскдадрон «А» был полностью оснащен танками А10, в эскадроне «В» было всего 7 танков А13 (остальные ожидались), а эскадрон «С» располагал лишь половиной штатной численности и состоял из танков А9 и А10. В ходе дальнейших боёв «гусары» понесли значительные потери и танковые эскадроны были переформированы. В результате перестановок и замен все танки А9 были отправлены в тыл на хранение и впоследствии утилизированы, а эскадрон «С» получил вместо них А10. Такая же участь в течении второй половины 1941 года постигла танки А9 из других полков.

 

В настоящее время два сохранившихся экземпляра крейсерского танка А9 находятся в экспозиции Bowington Tank Museum (г.Бовингтон, Великобритания) и Armoured Corps Museum (г.Ахмеднагар, Индия).

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КРЕЙСЕРСКОГО ТАНКА
Cruiser Tank Mk.I образца 1937 г.

БОЕВАЯ МАССА 13042 кг
ЭКИПАЖ, чел. 6
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5791
Ширина, мм 2502
Высота, мм 2654
Клиренс, мм 401
ВООРУЖЕНИЕ одна 2-фунтовая пушка Mk.IX и три 7,71-мм пулемета Vickers
БОЕКОМПЛЕКТ 100 выстрелов и 3000 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптические пулеметные прицелы, телескопический орудийный прицел, командирский перископ Vickers
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 10-14 мм
борт корпуса — 10 мм
корма корпуса — 10 мм
крыша корпуса — 5 мм
днище — 7 мм
лоб башни — 14 мм
борт башни — 12 мм
корма бащни — 14 мм
крыша башни — 4 мм
ДВИГАТЕЛЬ AEC Type 179, 6-цилиндровый, рядный, карбюраторный, жидкостного охлаждения, мощностью 150 л.с. при 2200 об./мин., рабочий объем 9500 см.куб.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: коробка передач Meadows 22 планетарного типа (5 скоростей вперед и 1 назад), главный фрикцион и бортовые предачи, барабанные тормоза
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ шесть обрезиненных опорных катков на борт, три обрезиненных поддерживающих катка, ведущее колесо заднего расположения (зацепление цевочное, посередине гусеницы); подвеска блокированная, балансирная со спиральной пружинной рессорой и гидравлическим амортизатором; гусеница с литыми траками шириной 267 мм
СКОРОСТЬ 40 км\ч по шоссе
24 км\ч по проселку
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 241 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 30
Высота стенки, м 0,91
Глубина брода, м 1,00
Ширина рва, м 2,43
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция No.9 или No.19 со штыревой антенной
Copyright © 2016-2023. Все права защищены. Копирование материалов с сайта разрешено с указанием активной ссылки.